FIP – современное отношение к проблеме, распространенность, профилактика.
FIP - (инфекционный перитонит кошек) – инфекционное заболевание, которое вызвано коронавирусом.
Первые публикации относительно FIP были сделаны в 1963 году, но только спустя почти 20 лет был выделен вирус, вызывающий FIP. Энтериты средней тяжести, ассоциированные с коронавирусной инфекцией, были впервые описаны в 1981году, несмотря на то, что предыдущие серологические обследования показали наличие антител у 20% домашних и 95% диких кошек (Pedersen, 1976; Osterhaus et al., 1977).
Коронавирус, в свою очередь, является одним из малоизученных вирусных заболеваний. Согласно статистике коронавирус, к сожалению, достаточно распространён в питомниках, в которых содержится более 4 животных. Но, тем не менее, процент перехода коронавируса в FIP невысок – всего около 10%. Причины, по которым коронавирус мутирует в организме кошки и вызывает необратимые изменения, ведущие к инфекционному перитониту и летальному исходу можно описать в общих чертах – это значительный стресс организма (любое сопутствующее инфекционное заболевание, или же хроническое заболевание в стадии обострения). Также сюда можно отнести переезд, вязку, беременность и генетическую восприимчивость. Исследования показывают, что наследуемость восприимчивости к инфекционному перитониту ИПК может быть очень высокой (около 50%). Тем самым, можно утверждать, что при определённой генной комбинации риск мутации коронавируса в FIP у котят от двух животных – носителей возможен именно в этой паре. Такие наблюдения были получены на практике в российских и американских питомниках, что позволяет настаивать на тщательном подборе производителей и анализе их потомств от предыдущих вязок. Межродственное скрещивание, само по себе, не является фактором риска. Скорее всего, дефект связан с клеточно-опосредованным иммунитетом. Поэтому кошки, восприимчивые к ИПК также восприимчивы и к другим заболеваниям, особенно к грибковым и вирусным инфекциям. Этот факт дает заводчикам возможность снизить риск заболевания ИПК, используя анализ породы.
Существуют формальные ограничения возраста, в котором наиболее велика вероятность возникновения FIP – от 6 месяцев до 2 лет, а так же после 10 лет, когда защитные силы организма ослабевают из – за возрастных изменений.
Есть мнение, что в то время, когда коронавирус достаточно контагиозен и может передаваться так называемым фекально – оральным путём, в момент возникновения FIP животное перестаёт выделять вирус во внешнюю среду. Но, поскольку этот факт ещё недостаточно изучен, нет смысла подвергать риску остальных обитателей питомника и больное животное лучше изолировать.
При наличии в организме кошки коронавирусной инфекции клинические проявления почти не выражены. В редких случаях возможно расстройство со стороны пищеварительной системы, например, диарея или же признаки респираторного заболевания – чихание или кашель. Но зачастую носитель коронавирусной инфекции не проявляет признаков нездоровья и внешне не отличается от обычного животного.
Коронавирус попадает в организм кошки через ротовую полость, оседая на миндалинах, затем попадает в кишечник. На фоне выраженного клеточного иммунного ответа возможно самостоятельное полное выведение коронавирусной инфекции спустя несколько месяцев после заражения.
Однако доказано, что иммунитет к этому вирусу не вырабатывается. И заражение может произойти снова при контакте с больным животным .
Под воздействием ряда факторов в организме кошки может произойти мутация коронавирусной инфекции, и развивается виремия, вследствие которой в крови образуются макрорфаги, которые распространяются током крови по всем органам и тканям и развивается васкулит.
Различают две формы инфекционного перитонита кошек – влажную и сухую. Сухая форма не сопровождается накоплением жидкости, а только поражениями внутренних органов: почек, кишечных лимфатических узлов, печени, поджелудочной железы, селезенки, а также возможно воспаление головного и спинного мозга и радужной оболочки глаза. Начальные симптомы при влажной и сухой формах неспецифичны и могут быть пропущены при осмотре и наблюдении. Влажный (экссудативный) тип вызывает иммунокомплекс, повреждающий малые кровеносные сосуды, вызывая тем самым утечку белка в виде выпота в замкнутые естественные полости тела. При этой форме FIP развитие болезни прогрессирует, усиливается расширение брюшной полости, обусловленное накоплением асцитной жидкости. У 25% кошек с этой формой идет одновременное накопление выпота в плевральной полости. Основные клинические симптомы, характеризующие влажную форму инфекционного перитонита, следующие:
- резкая потеря веса;
- депрессия, вялость, отказ от корма;
- вздувшийся живот, мягкий на ощупь;
- возможна желтушность слизистых оболочек;
- скачкообразные повышения температуры, не реагирующие на приём антибиотика;
- понос, рвота (не обязательно);
- при выпоте жидкости в плевральную полость возможна одышка;
- иногда нарушения со стороны ЦНС – параличи, судороги;
- при пальпации – увеличение мезентериальных лимфатических узлов, печени и селезёнки.
Асцитическая жидкость достаточно вязкой консистенции, соломенного цвета, на более поздних сроках возможна примесь крови. Всегда стерильна, возможно наличие хлопьев и нитей фибрина. При лабораторном исследовании отмечается большое количество белка (фибрина), нейтрофилов, лимфоцитов, макрофагов и мезотелиальных клеток.
В диагностике этого заболевания большую роль играет серологическое исследование крови (титры антител), анализ выпотной жидкости - в особенности анализ белковой фракции (соотношение альбуминов/глобулинов не должно превышать коэффициент 0,8) и дифференциация с такими заболеваниями как кардиомиопатия, лимфоцитарный холангит, цирроз печени, гнойный серозит, лимфосаркома.
К сожалению, на сегодняшний день лечение этого заболевания только симптоматическое, направленное на облегчение состояния животного. Этиотропных средств для лечения FIP не существует. Практически во всех случаях эутаназия является благом, но есть данные о спонтанном самоизлечении, что составляет не более 1% от общего количества заболевших животных.
В странах Европы и Америки существует вакцина против коронавируса. Это модифицированная живая вакцина, чувствительная к изменению температуры; содержит коронавирус, реплицирующийся только в носоглотке при низкой температуре, но не при температуре тела. Принцип действия вакцины – в том, что она индуцирует иммунитет в первой точке воздействия вируса, то есть ротоглотке, таким образом, препятствуя расселению коронавируса по организму. Индуцирует местный (IgA), общий гуморальный (кошки начинают реагировать положительно в серологических тестах) и клеточный иммунитет. Вакцина неэффективна в случаях, когда кошка уже заразилась и у нее начал развиваться инфекционный перитонит. Эффективность вакцины составляет 50–75% (то есть можно ожидать, что из 100 инфицированных коронавирусом кошек перитонит разовьется у 10, но если вакцинировать все 100 животных, заболеют только 2–5). Вакцина лицензирована только для котят старше 16 недель; однако, многие породистые котята могут к этому времени оказаться инфицированными коронавирусом. Одним словом, применение этой вакцины достаточно сомнительно и может привести вплоть до возникновения FIP у животного, уже зараженного коронавирусом.
Есть теория, что коронавирус является неким симбиотом, позволяющим животному вполне благополучно существовать и не причинять беспокойство хозяину. Посему, многие заводчики, зная об этой проблеме, не считают необходимостью заниматься выведением короновируса из питомника, полагая, что это может произойти либо самопроизвольно, либо не произойти вообще, но никаким образом не повлиять на общее состояние их питомцев. Однако немаловажную роль играет и морально – этический аспект вопроса, потому как происходит постоянный контакт между открытыми питомниками, благодаря чему вирус постоянно распространяется, и в продажу поступают животные, уже имеющие небольшую, но всё же вероятность, умереть от FIP. Поэтому необходима единогласная договорённость между всеми заводчиками, что само по себе практически невозможно, так как далеко не все даже территориально могут иметь возможность проводить постоянную лабораторную диагностику этого заболевания. Именно поэтому вопрос FIP стоит достаточно остро, и на сегодняшний день нет единого решения относительно методов общего контроля над этой проблемой.
Что касается общих принципов профилактики возникновения инфекционного перитонита кошек, то нужно избегать следующих моментов:
- совместное содержание большого количества животных;
- плохой уход и питание;
- высокий уровень стрессов в питомнике;
- обмен животными, особенно котятами;
- внешние контакты: вязки, перевозки, выставки;
- генетическая предрасположенность.
В отношении профилактики коронавирусной инфекции работают те же принципы, но с соблюдением элементарных приёмов дезинфекции – вирус неустойчив во внешней среде и быстро погибает на сухой поверхности. Поэтому необходимо как можно чаще мыть и дезинфицировать миски и лотки и стараться избегать контактов с предположительно больными животными. Если же в питомник вводится котёнок «извне» - изолируйте его на некоторое время и понаблюдайте – в любом случае переезд в новый дом – это всегда стресс. В идеале, необходимо получить полную информацию о питомнике, в котором родился котёнок, в частности, о возможных перенесённых заболеваниях всего питомника или отдельных его представителей, условиях содержания и ухода за животными.
Диагностика коронавируса проводится далеко не многими лабораториями. На Украине это возможно сделать в Частной ветеринарной лаборатории ООО "Бальд", г. Киев,ул. Васильковская, д.98, к.34-35, Тел/факс (044) 521-35-35 Тел (050) 330-77-55.
В Москве - в Центре молекулярной диагностики на Звенигородском шоссе, д.5, http://www.pcr-lab.narod.ru/, в Санкт – Петербурге – в ГУ "СПб Городской станции по борьбе с болезнями животных" ул.2-ая Жерновская, д.46.